Закон о садоводствах может быть принят в осеннюю сессию 2017

Проект Федерального закона N 1160742-6 "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" 30 августа 2016 года внесен в Госдуму Правительством РФ и принят в первом чтении 15 марта 2017 г. Выполняется указание Президента Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. № Пр-840 относительно совершенствования на комплексной основе всех правоотношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Законопроект должен заменить ныне действующий федеральный закон (№ 66-ФЗ) о садоводствах 1998 г.
Законопроект свободен от политической трескотни по вопросам помощи государства в развитии садоводства, реализации выращенной продукции, транспортном обслуживании СНТ, компенсации расходов партнерств из муниципальных и/или региональных бюджетов на создание инфраструктуры, кадастровые работы и т.п., чем грешили ранее внесенные проекты и действующий закон.
Проделанная Правительством работа впечатляет в части, касающейся приведения положений законопроекта в соответствие с уже действующими нормами. Но, несмотря на заявленную цель о комплексном реформировании правоотношений в данной сфере, три четверти законопроекта посвящено, так сказать, юридической чистке. Например, произведена корректировка «садоводческого» закона с законами о ветеранах, чернобыльцах, о регистрации юридических лиц и т.д. и т.п. Кто бы про это еще вспомнил при другом авторстве? Нельзя сказать, что это не важная работа, но на реальные проблемы садоводов она не оказывает сколь-либо заметного влияния. С тем, что в львиной доле поправляет предложенный законопроект, можно было бы жить еще десятки лет. И по-прежнему оставлены без внимания главные потребности садово-дачной жизни, которые желательно законодательно урегулировать прямым способом. Если попробовать представить себе коллективный портрет авторов законопроекта, то можно сделать вывод, что они скорее считают, что специальный закон о садоводстве не нужен, есть кодексы и иные подходящие законы. В идущих, наверное, в половине садоводств холодных войнах будут по-прежнему побеждать не правые, а наглые.
Во вчерашней программе «Воскресное время» (09.07.2017, новость 15/16) подобраны сюжеты о войнах в садоводствах с применением травматического, холодного оружия, эахватом земли и упомянуто, что в осеннюю сессию будет принят новый закон, который жизнь в садоводствах нормализует. Из 85-страничного текста законопроекта редакторами выбрана для комментария зампредом Мособлдумы Н. Чаплиным часть законопроекта, касающаяся уплаты взносов. Мол, теперь взносы могут быть только вступительными, членскими и целевыми, а сегодня взносы - на что угодно. Заметим, что в действующем законе виды взносов такие же, за исключением редко встречающихся садоводческих потребительских кооперативов, где могут быть еще паевые и дополнительные взносы.
На мой взгляд, 60 миллионов российских садоводов ждут от законодателей решения следующих основных проблем. Попробую назвать 5 самых актуальных. Для тех оппонентов, которые скажут, что все можно прописать в уставе, сразу замечу, что не все, закон не позволяет, это, во-первых. Во-вторых, «новые» уставы будут заказывать в разработку председатели, а пчелы, как известно, не могут быть против меда.
1. Эффективный непрерывный контроль членов товарищества за деятельностью председателя СНТ и правления за счет усиления роли ревизионной комиссии, обеспечения доступа к документации, закрепления законом обязанности функционирования СНТ круглогодично для целей регистрации прав и сделок с недвижимостью (подписания актов межевания, участия в межевых спорах в качестве арбитра, выдаче справок о принадлежности имущеста, оплаченных взносах и пр.).
На днях заходил один садовод, жаловался, что председатель не подписывает акт согласования границ. Просто так, без причин. Приходится посылать таких горемык на три буквы - в суд. А что можно сделать с председателем-самодуром? Переизбрать его через год?
2. Архаичная форма принятия решений в СНТ в виде общих собраний уже сегодня вызывает большие затруднения по обеспечению кворума, особенно в СНТ, где несколько сотен или даже тысяч членов. Хотя бы в качестве допустимого варианта необходимо предусмотреть в законе заочное голосование по всем вопросам в соответствии с уставом через интернет, естественно, с верификацией голосов и пр. Все необходимые програмные продукты уже существуют и недороги в приобретении. Индивидуализация жизни собственников нарастает, и со временем провести правомочное общее собрание СНТ будет все сложнее и сложнее, миллионы объединений собственников загородной недвижимости «благодаря» законодателям останутся без управления. В настоящее время, как это открывается в судах, множество решений общих собраний могут быть оспорены, так как зачастую голосуют не уполномоченные представители членов СНТ (родственники и пр.). В «обычной» жизни никому до этого дела нет.
3. Необходимо предусмотреть в законе закрепление (фиксирование), например, внутренним документом СНТ прав пользования объектами инженерной инфраструктуры (можно назвать его, например, Реестр прав пользования инженерной инфраструктурой) не в соответствии с площадью земельных участков членов товарищества, а в соответствии с уплаченными целевыми взносами, с возможностью перераспределения (выкупа) доли потребления между членами СНТ. По мере того как в СНТ будут регистрироваться и строиться новые индивидуальные жилые дома дефицит, в частности электрэнергии, будет нарастать, и целесообразно уже сегодня предусмотреть легальное регулирование этой ситуации.
И, естественно, надо исключить из законопроекта положение о пропорциональном разделе общего имущества СНТ между как членами, так и не членами СНТ в случае ликвидации товарищества, вне зависимости от того, вносился ли собственником участка целевой взнос на инженерную инфраструктуру или нет.
4. Целесообразно дебюрократизировать деятельность СНТ таким образом, чтобы с документооборотом мог справиться любой (пожилой, полуслепой) председатель. Законопроект, напротив, усиливает бумаготворчество. Требуется бухгалтер, «белая» зарплата, договорные отношения председателя самого с собой. Уплата членских и целевых взносов предусматривается только в безналичной форме. Зачем? Государству надо отвалить от СНТ на полботинка. Нечем тут «поживиться». Обычный бюджет СНТ 1-2 млн. руб. в год. Уплаты налогов за имущество общего пользования вполне достаточно (кстати, дороги в СНТ, не участвующие в рыночном обороте, нельзя оценивать в кадастре так, как будто они могут быть проданы, и многотысячные затраты СНТ сегодня — оспаривание кадастровой стоимости земель общего пользования). Ежемесячные членские взносы в подмосковном СНТ уже сегодня составляют около 10% от пенсии.
5. Членство в СНТ и определение количества (доли) голоса в зависимости количества участков у члена товарищества, вида права собственности (общая совместная, долевая) как-то совсем выпало из законопроекта. Молчаливого предположения в таком фундаментальном вопросе явно не достаточно.
Таким образом, правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций предлагается «привести в соответствие с действующим законодательством», практически не затрагивая его в содержательной части (исключение - «прописка» на даче, возможность строительства индивидуальных жилых домов, за это — спасибо). В основном же произведена работа по корректировке перекрестных ссылок. Жить садоводам легче точно не станет, может быть, - веселей. После принятия данного законопроекта деятельность садоводств еще больше усложнится, т.к. «нормальные» уставы садоводств могут противоречить или находится в «неустановленных отношениях» с федеральным законом. Если бы Президенту Путину объективно доложили о качестве выполнения его поручения, вряд ли он был бы удовлетворен.
0 комментариев
Нет комментариев для отображения
Создайте аккаунт или войдите для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Зарегистрировать аккаунт
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
Войти сейчас