Перейти к содержимому
  • записей
    16
  • комментария
    3
  • просмотра
    664

Участок в зоне санитарной охраны (ЗСО) источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения


Вначале напомню, что водоохранные зоны  и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения – это «две большие разницы». Часто эти
термины отождествляют и соответственно ошибаются, поскольку в последних - ограничения по хозяйственной деятельности гораздо существеннее, вплоть до запрета любого строительства, не связанного с водоснабжением, запрета предоставления участков в таких зонах в собственность,а в некоторых случаях и возможность изъятия их у владельцев (прекращения прав аренды, отказ в регистрации прав собственности на участки и расположенные на них строения).  Далее для краткости будем называть соответствующие водоемы источниками питьевого водоснабжения.

Приоритет чистой воды. Ограниченность участков в обороте

Статья 37 ВК РФ /1/ устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого водоснабжения перед иными целями водопользования, к которым относится в том числе сброс сточных вод в водные объекты. Безопасный отвод стоков от участка, находящегося рядом с водным объектом, - наиболее проблемная часть использования такого участка при наличии на нем дома. Варианты участков, на которых не предусматривается строительство дома, не рассматриваем как неинтересные с точки зрения важных индивидуальных потребностей.
Предусматривается, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные
объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.1 ст. 43 /1/).
В соответствии с действующей редакцией Земельного кодекса (ЗК) РФ /5/, а именно – пунктом 14) части 5 статьи 27 (введен № 102-ФЗ от 19.06.2007, вступил в силу 03.07.2007г.) ограничены в обороте земельные участки, находящиеся в 1-м и 2-м поясах водоохраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Ограниченность в обороте означает, что участок не может быть предоставлен в частную собственность,за исключением случаев, указанных в федеральных законах.
Так, в соответствии с ч.2 ст. 43 /1/ в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Чрезвычайно важно, что ограниченность в обороте участков, находящихся во 2-м поясе водоохраны, не является безусловной.
В этом вопросе органы муниципальной власти и суды часто неверно понимают закон, «не читают до конца», отказывая в предоставлении в частную собственность участков, находящихся во 2-м поясе  водоохраны, а также в выдаче разрешений на строительство домов. Возможно, срабатывает шаблон по аналогии с лесными участками, которые тоже, по закону, «ограничены в обороте», а на практике в собственность не предоставляются.
Как сообщалось в СМИ, поправки об ограничении в обороте участков, находящихся в 1-м и 2-м поясе водоохраны, были приняты по инициативе депутатов-коммунистов «в обмен» на уступки по каким-то другим законопроектам. К сожалению, не внося ничего нового в содержательной части регулирования данной сферы земельных правоотношений (как до 03.07.2007, так и после – осуществляется в соответствии с обязательными санитарными правилами и нормами), принятие поправок привело к множеству случаев незаконного отказа в приватизации таких участков по формальному признаку - «ограниченности в обороте», в том числе при наличии правоустанавливающих документов, выданных до вступления данных поправок в силу. Например, известны случаи незаконного отказа в приватизации участков многодесятилетнего владения по основанию нахождения их во 2-м поясе водоохраны, расположенных по ул. Урицкого, земельного участка ОАО «Опытный экспериментальный завод Углемаш» (успешно оспорено в апелляционной инстанции) в г. Истра МО и тысячи аналогичных случаев по всей стране.
Если принимать во внимание в первую очередь учтенные в ГКН с границами и зарегистрированные участки, утешает следующее. Судебная практика последних лет по признанию, например, сделок недействительными с участками во 2-м поясе водоохраны показывает, что прокуроры подают иски не по поводу предоставления участков собственно во 2-м поясе (иногда в 1-м поясе) водоохраны ЗСО, а относительно их расположения в этих зонах, т.е. по основаниям нарушения санитарных норм и правил, /6/,/7/,/8/,/9/.(Примечание: множество аналогичных дел можно найти на сайтах соответствующих прокуратур, там они висят, как военные трофеи. В первую очередь прокуроры обращают внимания на крупные массивы и большие новообразованные участки по берегам
водохранилищ и рек).

Границы 1-го и 2-го поясов ЗСО

В соответствии с /10/ зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, подающих воду из поверхностных и из подземных источников в составе трех поясов и санитарно-защитной полосы водовода: 
- 1-й пояс (строгого режима): территория расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; назначение - защита водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения или повреждения; 
- 2-й и 3-й пояса (пояса ограничений): территория, предназначенная для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. 
В каждом из поясов ЗСО и в пределах санитарно - защитной полосы устанавливается специальный режим и проводится комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды: - в пределах 1-го пояса зоны санитарной охраны - органами коммунального хозяйства или владельцами водозабора; - в пределах 2-го и 3-го поясов ЗСО - владельцами объектов, которые оказывают или могут оказать отрицательное воздействие на качество воды источников водоснабжения. 
Определимся с размерами поясов водоохраны поверхностных источников водоснабжения - наиболее «интересных» для владельцев земельных участков, не рассматривая площади акваторий, а касаясь только земной поверхности, на примере Истринского района Московской области.
Тогда, 1-й пояс ЗСО, по /11/, – полоса шириной 100 м по обоим берегам Истринского водохранилища от плотины до створа д. Ламишино (протяженность по берегу ок. 2 км). 
Боковые границы 2-го пояса устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехническую системы, но и по берегам впадающих в них притоков
первого порядка. Боковые границы 2-го пояса ЗСО гидроузла проходят от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника
водоснабжения. 
Любопытно, что в общероссийских правилах /10/ пункт «б)» предыдущего предложения изложен несколько в иной редакции: «б) при гористом рельефе местности - до вершины первого склона,
обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне и не менее 1 000 м при крутом.» Получается, что только в Московской и смежных по водным бассейнам областях стоки в горку сами не текут? 
Итак, в Истринском районе МО, в 1-й пояс ЗСО поверхностных источников питьевого водоснабжения попадают земельные участки от плотины гидроузла до д. Ламишино, находящиеся на расстоянии до 100 м от уреза воды, а во 2-й пояс ЗСО – участки на всем протяжении рек - Истра, включая весь берег водохранилища вне 1-го пояса, а также рек: Малая Истра, Маглуша и Песочная - на удалении 500-750 м от уреза воды.
(Примечание автора. Не будем сильно обольщаться насчет упомянутого «первого склона», поскольку из прошлого опыта известна применяемая для нашего района цифра для размера 2-го пояса ЗСО - 750 м. Необходимо учитывать, что граница ЗСО должна быть непрерывной. И, не смотря на отдельные локальные вершины «первых склонов», которые могут быть на меньшем удалении от рек, входящих в гидротехническую систему московского водопровода, в целом определить границу ближе к воде, чем указанные 500-750 м, вряд ли получится. Впрочем, иногда суды принимают во внимание рельеф местности (обратный уклон), в том числе при меньших удалениях участка от уреза воды, чем указано выше).

Попадает ли участок, находящийся в Москве, Московской, Тверской и Смоленской областях, в ЗСО водопровода г. Москвы, можно по /11/, для других регионов – обратившись к аналогичным документам или в Роспотребнадзор.
 
Ограничения деятельности в 1-м и 2-м поясах ЗСО
 
В границах 1-го пояса ЗСО гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению гидротехнических сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, объектов постоянного хранения и переработки твердых промышленных отходов, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, рекреационных сооружений, проживание людей. 
Как правило, участков, расположенных в 1-м поясе водоохраны, нет в обороте. Отдельные случаи незаконного предоставления и/или использования таких участков обычно связаны с размещением баз отдыха на берегу водохранилищ.
 В соответствии с /11/ во 2-м поясе водоохраны Московского региона не допускается размещение земельных участков под дачное, садово-огородное, индивидуальное жилищное строительство,
очистные сооружения канализации, автозаправочных станций (АЗС) легковых автомобилей на расстоянии менее 100 метров (по прежним санправилам 2002 г. /12/ -150 м) от уреза воды источника
питьевого водоснабжения при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка.
При строительстве и реконструкции объектов отдыха и спорта, необходимо соблюдать требование, чтобы все строения, располагались на расстоянии не менее 100 метров от уреза воды. В зонах рекреации в полосе 100 м от уреза воды не допускается капитальная застройка; допускается установка малых архитектурных форм. 
Из других ограничений для 2-го пояса, сохранившихся практически в дословном виде со времен Сталина-Берии, по /11/, можно отметить запреты: 
- на купание,туризм, водный спорт и рыбную ловлю вне установленных мест (зон рекреации) и с превышением гигиенических требований к охране поверхностных вод, а также нагрузки на территорию пляжа более 1000 чел/га, на акваторию - более 500 чел/га, а также:
-на устройство полей ассенизации, полей фильтрации, земледельческих полей орошения, полей подземной фильтрации;
-применение пестицидов, органических и минеральных удобрений;
- рубку леса главного пользования и реконструкцию на территории шириной не менее 500 м от уреза воды. В этих пределах допускаются только рубки ухода и санитарные рубки леса.
Кроме того ограничивается плотность жилой застройки территорий, которая не должна превышать при пиковой сезонной нагрузке от 80 до 200 тысяч (по районам) человек на квадратный километр.
 
«Сами мы не местные, границ поясов водоохраны не знаем». – Тогда для Вас Постановление Совнаркома 1941 года
 
Бывает, что основным, а иногда и единственным аргументом защиты в суде ответчика, к которому предъявлен иск о признании сделки с участком в 1-м или 2-м поясе водоохраны  ничтожной, изъятии участка, наложении какого-то ограничения и т.п., является отсутствие плана границ ЗСО в графическом виде, что границы ЗСО не отражены в документах государственного кадастра, и поэтому пользователь участка «ни в чем не виноват». 
Как правило, владельцу участка рассчитывать на успех при таких доказательствах не следует. По крайней мере, для участков в ЗСО московского водопровода (4 субъекта Федерации).
В ретроспективе не истекшего срока исковой давности о применении последствий недействительности ничтожной сделки, а для сделок, в которых истец (например, прокурор) не является стороной сделки,– это 3 года с момента с начала ее исполнения (ч.1 ст. 181 ГК РФ), для Московского региона обязательно найдется актуальный нормативно-правовой акт, содержащий описание ЗСО. Так, Постановление Совнаркома от 23.05.1941 г. № 355 /13/  о защите московского (Рублевского) водопровода, действуют и имеют большую юридическую силу по отношению, например, к /12 / 2002 г. (см./8 /). О как!
В соответствии с п. 1.17. санитарных правил /10/ отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых санитарными правилами и нормами.
Поэтому заинтересованные лица (покупатели, собственники и пр.) должны самостоятельно определять, попадает ли участок в ЗСО источника питьевого водоснабжения и связанные с этим последствия.

Сточные воды - сброс запрещен, кроме Московского региона (?)
 
Если законность предоставления участка в ЗСО источников питьевого водоснабжения успешно прошла «проверку», вопрос с разрешением на строительство дома решен, главные затруднения у владельца участка связаны с тем, каким образом будет производиться канализация сточных вод предполагаемого к постройке дома.
Сточные воды в соответствии с. п. 19) ст. 1 ВК РФ /1/- это  дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 Водного Кодекса РФ  "сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового назначения, запрещается". Исключение из данной нормы содержится лишь в статье 6.4  федерального закона от 03.06.2006 г. N 73-ФЗ, закрепляющей, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах 2-го и 3-го поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие ВК РФ, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
До 2014 г. в нарушение приведенных норм  ВК РФ и № 73-ФЗ абзацем шестым пункта 4.1.2 санитарных правил /10/ допускался сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано после введения в действие ВК РФ (1 января 2007 г.), в водные объекты, расположенные в пределах 2-го пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, если содержание в этих водах загрязняющих веществ и микроорганизмов не превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы.
По данному вопросу 25.09.2014 г.,/15/, в апелляционной коллегии Верховного суда РФ было удовлетворено заявление некого «К.П.», отменено решение Верховного суда РФ от 27 мая 2014 г. по упомянутому заявлению, признаны недействующими абзац шесть пункта 4.1.2 санитарных правил /14/ и пункт 3.3.3.4 санитарных правил /10/.
Однако для московского водопровода по-прежнему действует п. 4.4.8 /11/, которым сбор сточных вод в акватории 2-го пояса водоохраны источников питьевого водоснабжения допускается, при условии доведения качества стоков до уровня требований к качеству воды водных объектов первой категории водопользования в соответствии с гигиеническими нормативами (требования к очистке стоков - см. /16/).
В соответствии с п. 4.4.9 /11/ при водоснабжении объекта индивидуального жилищного и дачного строительства из шахтного колодца или водоразборных колонок без домовой распределительной сети допускается устройство герметичных выгребов при условии обеспечения регулярного вывоза отходов спецавтотранспортом на сливные станции.
Представляется,что принимая /15/, апелляционная коллегия ВС РФ преподнесла урок, скорее, Законодателю, чем водопользователям: закон, а тем более – Кодекс, должен быть исполнен так, как он написан, и наоборот, в том числе с учетом уровня развития техники и технологий.

Окончание следует.



0 комментариев


Рекомендуемые комментарии

Нет комментариев для отображения

Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас
×